Газета ученика 9 класса Яшина Ильи.
Конечно, на Вебе всего оформления стенной
газеты не передашь, но содержание остается неизменным.
Падеж
Слово падеж произошло от латинского casus - падение. Еще
греческие ученые заметили, что имя существительное имеет прямую (основную)
форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный
термин "склонение".
Слова, употребляясь в речи, "падают" той или иной формой. Названия русских
падежей (кроме творительного и предложного) происходят от латинских и
представляют их дословный перевод. Именительный - "имя" предмета - начальная
форма наименования. Родительный - буквально означает "полученный с рождения".
Такое название возникло потому, что в родительном падеже без предлога при имени
существительном очень часто стоит лицо, являющееся родителем, создателем,
владельцем ( сын Ивана, дом отца, платье сестры и т.п.). Дательный - от
слова "дать", так как наиболее типичное его значение - обозначить адресата,
того, кому что-то дают. Винительный назван так потому, что объект действия,
обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие.
Некоторые ученые находят связь названия падежа со словом "вина", в семантике
которого в древнерусском языке было также значение "причина". Творительный
связан с глаголом "творить" и обозначает орудие действия (писать карандашом,
резать ножом). Предложный падеж назван так М. Ломоносовым, поскольку без
предлога не употребляется.
Ученые подсчитали, какие падежи в литературном русском языке самые
частотные, то есть наиболее употребительные:
на именительный приходится 33% всех падежных форм,
на родительный - 24%,
на винительный - 20%.
На остальные три падежа приходится всего 23%.
А в разговорной речи на именительный падеж приходится целых 50%,
на винительный - 20%,
на родительный - 15%.
Стихотворение о "новых" падежах
Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи ?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями
Не люблю.
Предложный ненавижу я :
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит :
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
- Давно придумал :
ВЗЯТЕЛЬНЫЙ,
ГРЯЗНИТЕЛЬНЫЙ,
ЛЕЖАТЕЛЬНЫЙ,
ГРУБИТЕЛЬНЫЙ,
ЛЕНИТЕЛЬНЫЙ
И, наконец,
ПРОСТИТЕЛЬНЫЙ!
(Г.Граубин)
Сказка про спряжения
Давным-давно в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со
своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время
что-то делал, куда-то спешил, чем-то занимался.
Было у царя два сына : I спряжение и II спряжение.
Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им :
Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время
вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам
царствовать. - И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили : II спряжение будет править
теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить,
а I спряжение - всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о
своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал
указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с
этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных
царствах.
Это были глаголы : гнать, держать, смотреть, видеть, дышать,
слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.
Пришли они к царю с просьбой:
- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.
- Что случилось ?
- По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши
старые родители - в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.
- Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.
- Смилуйся, государь, сделай исключение.
Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам
остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить.
И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению.
Таинственная буква
Знаете ли вы, какую букву считают самой "таинственной" в русской азбуке ?
Возьмем "Песнь о вещем Олеге" А.С.Пушкина и подсчитаем количество
разных букв. В "Песне" 70 букв "п", 86 - "к", 118 - "в"... Буква "ф"
не встречается ни разу.
Проделаем тот же опыт с чудесной неоконченной сказкой Пушкина о медведе :
"Как весеннею теплою порою...". В ней 58 букв "и", 74 - "к", 80 - "в".
Но нет ни единой буквы "ф".
Что это - случайность ? Или Пушкин нарочно подбирал слова без "ф"?
В "Сказке о попе..." среди множества различных букв вы "ф" не
встретите, сколько бы не искали.
В поэме "Полтава"среди 30 тысяч букв только три "ф".
А "п", "к" или "ж" ? Их там , безусловно, сотни, если не тысячи.
Что же, Пушкин питал явное отвращение к одной из букв русского алфавита,
к ни в чем не повинной букве "ф"?
Просто слова с этой буквой не исконно русские, а имеющие
"международное хождение", пришедшие из других языков.
Это говорит о глубокой народности, высокой чистоте русского языка
у наших великих писателей.
|